Реализация государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества: опыт проведения совместных конкурсов научно-технических проектов Минобрнауки России

IMG_9293С 23 по 26 августа 2022 года в Новосибирске прошел IX Международный форум технологического развития ТЕХНОПРОМ-2022.

Мероприятие прошло в формате Российской научно-технологической недели и стало коммуникационной площадкой по внедрению новых отечественных научных разработок для решения задач импортозамещения и технологической независимости Российской Федерации.

Представители образовательных и научно-исследовательских организаций, госкорпораций, руководители и представители федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, исследователи, ученые, инженеры, разработчики, изобретатели обсудили актуальные вопросы научно-технологической политики, научно-технологической и производственной кооперации, цифровые и производственные технологии, новые материалы, а также новые технологии в энергетике, «зелёной экономике», генетике, медицине, аграрном секторе и других направлениях.

23 августа 2022 года на полях ТЕХНОПРОМ-2022 состоялось заседание круглого стола «Реализация государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества: опыт проведения совместных конкурсов научно-технических проектов Минобрнауки России». Инициатором мероприятия выступил Департамент государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки России.

В заседании круглого стола приняли участие как отечественные эксперты, так и иностранные спикеры. От Аналитического центра МНиОП участвовали Ирина Куклина, исполнительный директор, и Анастасия Задорина, заместитель исполнительного директора по международному научно-техническому сотрудничеству.

В ходе работы круглого стола были выдвинуты предложения по развитию международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации:

  • Переориентация на новые рынки, развитие существующих и новых форматов взаимодействия со странами дружественного блока.
  • Привлечение российских индустриальных партнеров в проекты, таким образом обеспечив мост между наукой и наукоемкими отраслями экономики.
  • Поддержка прикладных исследований, ориентированных на конкретный результат с высоким потенциалом его коммерциализации.
  • Ориентация на наработанные ранее и новые возможности кооперации на региональном и глобальном уровнях (в том числе участие в разработке механизмов финансирования научных исследований).
  • Расширение сотрудничества с иностранными партнерами в рамках объединений БРИКС, ШОС, ЕАЭС, СНГ, АСЕАН, ЛАКБ, Африканский союз.
  • С учетом опыта реализованных конкурсов в рамках мероприятия 4.3 ГП НТР, востребованности, а также гибкости данного инструмента, что показывает пример 2022 года, а именно переориентация со стран Европы на БРИКС, ШОС, ЕАЭС, СНГ, АСЕАН, существует необходимость в увеличении финансирования в рамках данного мероприятия.
  • Коммерциализация научных результатов и тесной кооперации с наукоемким сектором экономики на основе индийского опыта.
  • Развитие международного научного, академического и другого вида сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес, привлекая также другие заинтересованные учреждения, организации и ассоциации со странами БРИКС, Востока и СНГ.
  • Пересмотр международных партнерских связей и контактов, сделав основной фокус на новых партнеров из стран, не объявивших России санкции и/или неприсоединившихся к санкциям западных стран.
  • Включение новых стран-партнеров в процесс международного научно-образовательного сотрудничества вузов России, а также развитие совместных межгосударственных программ поддержки образования и исследований с учетом задач России на международной арене.
  • Отмена для университетов и исследовательских организаций избыточных требований валютного контроля со стороны государства.
  • Возможность «тиражирования» технологий в рамках международного научно-технического сотрудничества, как в коммерческих целях, так и в целях обмена научными знаниями.
  • Сохранение и углубление международного межвузовского сотрудничества, как одного из важных источников технологического развития в целом, так и развития ВУЗов в частности.
  • Относительно отбора проектов по программе международного сотрудничества российских вузов и научных организаций с  учеными мирового уровня и ведущими зарубежными научно-образовательными центрами в сферах науки, образования и инноваций — Мегагранты (стартовала 9 апреля 2010 года с принятием Правительством Российской Федерации Постановления №220): предоставление возможности очной защиты проекта на экспертном уровне отбора; обратить больше внимания потенциалу внедрения технологии, разрабатываемой/создаваемой в рамках лаборатории, в частности в рамках международной кооперации и за счет синергии науки и бизнеса.
  • Важность мобильности ученых, как механизма получения доступа к инфраструктуре, нестандартных подходов в решении задач и самое главное в правильно выстроенной постановке научно-исследовательской цели под конкретные цели с нашей стороны для выполнения работ в рамках НИОКР в интересах РФ, такая возможность есть, но за счет финансирования мобильности нашей стороны наших ученых).
  • Проработка выстраивания научных «хабов» через коллаборации со странами нейтралитета для осуществления с ними перекрестных программ со странами чье правительство разорвало научно технологическое сотрудничество с Российской Федерацией.
  • Разработка программы исходящей и входящей мобильности с точки зрения привлечения недостающих компетенций в рабочие группы на территории Российской Федерации.