16 июня 2021 года прошла Международная онлайн-конференция «Аспекты международной академической мобильности».
Представители Российской академии наук и Аналитического центра международных научно-технологических и образовательных программ (Аналитический центр МНиОП) совместно с коллегами из зарубежных стран обсудили практики в сфере международного академического обмена, программы академической мобильности, а также проблемы с которыми сталкиваются их организаторы, возможности двустороннего сотрудничества при реализации программ стажировок, экспедиций, полевых исследований.
Модератором первой части конференции стал вице-президент Российской академии наук, Юрий Балега.
«Сейчас мы разрабатываем международную программу научной мобильности ученых и будем благодарны участникам конференции за советы и, в определенном смысле, экспертизу деятельности в сфере обменов«, — сказал Юрий Юрьевич.
На открытии выступил президент Российской академии наук Александр Сергеев.
«Сегодня международная академическая мобильность ученых выступает фактором формирования единого научного пространства, интернационализации научной деятельности и связующим звеном между странами мира. Российская наука заинтересована в организации совместных проектов и международных научных конференций, семинаров, подготовке совместных публикаций, организации совместных грантов и премий, направленных на развитие академической мобильности«, — подчеркнул Александр Михайлович.
Открыла конференцию руководитель Аналитического центра международных научно-технологических и образовательных программ Ирина Куклина, которая, является членом группы разработчиков программы академической мобильности.
Она отметила, что в настоящее время мир сталкивается с огромным количеством вызовов, которые можно решить посредством совместной кооперации ученых всего мира.
В ходе онлайн-встречи зарубежные спикеры поделились своим опытом с сфере поддержания и развития академической мобильности ученых.
На конференции выступила директор по исследованиям, заместитель директора по связям с Европой Департамента европейских и международных иследований Национального центра научных иследований Франции Шанталь Кхан-Малек. Она подчеркнула, что Национальный центр по научным исследованиям Франции специализируется на проведении совместных научных исследований. Большая часть сотрудников и исследователей является выходцами из других стран. Более 65% научных публикацией НЦНИ были написаны совместно с зарубежными партнерами. Сейчас такое сотрудничество усиливается.
«Россия является одним из ключевых партнеров. На протяжении многих лет у нас сложилась история эффективного сотрудничества», — сказала Шанталь Кхан-Малек.
Глава Представительства DAAD в Москве и DWIH в Москве доктор Андреас Хёшен рассказал о политике, которая определяет европейские академические программы мобильности.
Спикер отметил, что Немецкая служба академических обменов поддерживает мобильность студентов и ученых посредством финансирования совместных с немецкими университетами проектов. В их числе: двойные дипломы и академическая мобильность, гранты на исследования, предоставление стипендий, когда стипендиаты сами выбирают университет и подают заявку.
О мобильности исследователей как катализаторе международного сотрудничества, а также политике и программах общества Helmholtz рассказала руководитель международных программ в Объединении имени Гельмгольца Александра Розенбах.
По ее словам, основная цель организации – внесение вклада в решение проблем, стоящих перед обществом за счет проведения исследований и накопления знаний в естественных науках. Международное сотрудничество осуществляется за счет привлечения ученых всего мира.
Заместитель начальника департамента международного сотрудничества Чжан Ниннин представил краткое введение в Международную инициативу стипендиатов (PIFI) президента CAS и опыт внедрения этой инициативы.
По его словам, Китайская академия наук уделяет большое внимание международному сотрудничеству. Так, за последние 10 лет в зарубежных странах было открыто множество научно-исследовательских центров, которые открывают возможности для сотрудничества во множестве сфер.
Спикер рассказал о программе PIFI, которая реализуется по всему миру. Ее особенность заключается в том, что она охватывает ученых на всех этапах научной карьеры.
О видении вопросов текущего состояния и перспектив межакадемической мобильности и российско-белорусском сотрудничестве рассказал проректор по научно-методической работе «Института повышения квалификации научных сотрудников Национальной академии наук Беларуси» Дмитрий Мазарчук.
«Мы инициировали создание новых научных советов в пяти перспективных областях: нанотехнологии и наноиндустрии, исследования космоса, вирусология, биотехнологии и биоразнообразие, сохранение национального природного достояния, изучение аграрных проблем и решение проблем в рамках академической работы. Продолжает работу и совет по проблемам развития союзного государства», — сказал спикер.
Советник президента Центра международных программ Казахстана Гульжанат Гафу представила доклад «Болашак-2021: новые возможности».
По ее словам, такая программа специалистов является одной из самых успешных, среди существующих в стране. За все время обучения прошли более 14 тысяч специалистов. Из них 11 тысяч работают в Казахстане и за рубежом, внося вклад в экономику страны.
Программа была запущена в 1993 году и направлена на интернационализацию образования и поощрение академической мобильности молодых людей. В ее рамках финансируется обучение в программах магистратуры и аспирантуры, а также профессиональные стажировки.
Советник Посольства Финляндии в Российской Федерации по вопросам высшего образования и науки Сари Эрикссон рассказала о некоторых вопросах академической мобильности.
«Мы развиваем интернационализацию науки в разных научных областях, но тем не менее, понимаем, что научному сообществу Финляндии этого недостаточно. Нужно развиваться и расширять границы. Мы попытались решить проблему и количество совместных исследований увеличилось вдвое за последние годы», — рассказала спикер.
По ее словам, в Финляндии работает много ученых, которые находятся в начале своей деятельности. Они приезжают в страну, чтобы проводить свои исследования. Поэтому была разработана особая программа для поддержки такой деятельности. Сейчас стоит вопрос финансирования академической мобильности со стороны разных стран, чтобы ученые могли пользоваться представленными возможностями.
Разработанная академическая программа мобильности будет запущена в сентябре. Она проводится ежегодно, и исследователи пользуются этим, как инструментом для проведения своих исследований.
С докладом «Австрийская академия наук — схемы двустороннего сотрудничества и мобильности» выступил глава Департамента международных отношений Академии наук Австрии Бернхард Плюнгер.
Он подчеркнул, что Российская академия наук и Австрийская академия наук похожи. Основа их сотрудничества была заложена еще в 18 веке, продолжается по сей день и обладает особой важностью и представляет немалый интерес.
«Сотрудничество, которое мы устанавливаем, является не только двусторонним с партнерскими академиями наук по всему миру, но и с международными научными организациями», — сказал спикер.
Особое внимание было уделено программе Joint Excellence in Science and Humanities (JESH) и высокой востребованности условий австрийской программы в научном сообществе. Бернхард Плюнгер подчеркнул, что сейчас стоит проблема измеримости результатов такой программы, которая требует сотрудничества стран.
Британский взгляд на вопросы академической мобильности ученых представила главный научный советник Министерства иностранных дел и международного развития Великобритании Кэрол Манделл.
Она рассказала, как пандемия поменяла формат научной коммуникации между учеными разных стран. По ее словам, международные партнеры начали сотрудничать по-другому.
«Мы нашли новые способы общения и беспрецедентного сотрудничества друг с другом», — сказала спикер. По ее словам, важно уделять внимание талантливым ученым, в том числе тем, кто получил Нобелевскую премию за счет предоставления виз для наращивания объема мобильности.
«Виза позволит приглашать молодые таланты и откроет для них возможность путешествовать по миру свободно, не сталкиваясь с ограничениями», — добавила Кэрол Манделл.
Другой британский механизм – сотрудничество с молодыми учеными в части оказания помощи в определении своей карьеры, будущего и образования. После получения магистерской степени в одном из британских университетов, они могут вернуться к себе домой.
Начальник отдела международного протокола и организации академической мобильности, член рабочей группы по разработке программы международной академической мобильности Ольга Глуховцева представила опыт реализации программ академического обмена и рассказала о новых перспективах и нашем проекте программы академической мобильности, которая будет представлена в этом году.
«В исследовательских материалах в России рассматриваются в основном вопросы мобильности студентов и иногда преподавательского состава университетов. Мы должны охватывать не только университетский контингент, но и научные организации. В некоторых случаях — прежде всего научные организации», — подчеркнула Ольга Эдуардовна.
Программа будет учитывать интересы как российских, так и иностранных исследователей, заинтересованных в совместной работе с российскими коллегами. А целевой группой станут магистры, аспиранты, ординаторы, докторанты, научные работники и специалисты научных организаций, а также образовательных организаций высшего образования.
Сотрудничество ученых будет обеспечиваться за счет организации краткосрочных и долгосрочных поездок российских ученых за рубеж для проведения научных исследований (доступ к уникальным научным ресурсам, оборудованию, уникальным коллекциям и др.), участие в экспедициях и полевых исследованиях, совместных конференциях, симпозиумов, а также международных организациях.
Программа разрабатывается Российской академии наук с привлечением экспертов из научных организаций страны и университетов, министерств и ведомств. Руководитель группы разработчиков программы — начальник Управления международного сотрудничества Сергей Маленко.
В рамках дискуссии участники обсудили проблемы, с которыми сталкиваются организаторы программ академической мобильности при работе с Российской Федерацией и расширении охвата программ академической мобильности.
«Необходимо развивать стимулирование немецких ученых больше приезжать в Россию. Важно повышать стратегический профиль наших программ сотрудничества и укрепить охват результатов. Мы это делаем – регулируем оценку проектов, финансирование. Но это, скорее, связано с докладом Правительству, которое финансирует наши программы. Мы могли бы совместно добиться охвата научного сообщества и показать, как наши программы укрепляют потенциал и результаты задействованных научных институтов. С российскими партнерами у нас есть русско-немецкая дорожная карта, которую надо поддерживать В будущем мы могли бы сделать многое», — сказал Андреас Хёшен.
Спикеры коснулись и проблемы длительности программ, их финансирования и виртуальной мобильности.
По словам Бернхарда Плюнгера, в рамках любой программы нужно соблюдать баланс выделенных ресурсов и создать необходимые условия для их реализации.
«Нам нужно стремиться к гибридным форматам взаимодействия. Виртуальное сотрудничество — для встреч, но ничто не заменит полевые миссии, экспедиции и совместные работы в лаборатории», — сказала Шанталь Кхан-Малек.
Источник: https://scientificrussia.ru/articles/akademicheskaya-mobilnost